Портал Управления образования Вагайского района Тюменской области


Latest Questions

Этнокультурный компонент как нравственный авторитет в работе школы

 

image001 image003 image004 image002

Подготовила материал  Ахметчанова Лиана Демухаметовна, зам директора по ВР школы, учитель географии

 

Село Казанское  — это старинное татарское  село со сложившимися культурными, национальными  и трудовыми традициями. В силу социальных причин  происходит разрушение традиций. Исторически сложилось так, что именно школа является фундаментом при формировании национальной самоидентификации и самоопределения.

Миссией образования является формирование нравственного, образованного, трудолюбивого, физически и духовно развитого, способного к саморазвитию и творчеству, любящего свой край и свое Отечество гражданина.

Нужно особо учитывать историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию;

Татарский  народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов . Мы не должны забывать о своем культурном прошлом , о наших памятниках, литературе, языке , живописи. Что может сделать школа для своего села? Современная школа получила возможность свободно обращаться ко всему ценному, накопленному национальной культурой. Из опыта прошлого следует брать все,  что помогает формированию миропонимания и навыков учащихся соответствующих требованиям современности и будущего.      Этнокультурный компонент в образовании – это не реставрация прошлого, а поиск и внедрение всего того , что способствует развитию творческих возможностей учащихся, их успешному вхождению в динамично развивающееся общество.

Этнокультурный компонент базисного учебного плана дает во многом возможность более полно представить богатства национальной культуры населения,  уклад жизни нашего народа ,язык и литературу, традиции, социальные нормы поведения , духовные цели и ценности.

Опора на этнокультурные ценности при организации учебно-воспитательного процесса преследует определенную цель — взять из опыта прошлого то, что способствует требованиям современности и будущего, не пытаясь при этом обойти негативные моменты нашей жизни, наоборот, выявить их причины для того, чтобы не повторить в будущем ошибок нашего времени.

Целями  работы нашей школы с этнокультурным компонентом являются:

  1. Гуманистическое развитие личности

Знакомство с историей, культурой, традициями родного края

Воспитание здорового образа жизни

  1. Воспитание духовной культуры

Воспитание уважения и любви к культуре и традициям родного края

  1. Развитие гражданских компетентностей.

Все это реализуется работой в различных направлениях.

        Совместная деятельность школы, СДК, сельской библиотеки, семьи и общественных организаций  для приобщения к духовно-нравственным ценностям культуре нашего народа,  Через  ознакомление учащихся с культурой , традициями, обычаями и традициями  в  воспитательной и учебной работе.

Далее следуют разработки  целевых комплексных школьных проектов. Вот некоторые из них:

  1. Создание школьного музея – рук Зимагулов Д.Х.- 2008 год
  2. «Парк Победы — сад» — к 70-летию Победы – зам по ВР Ахметчанова Л.Д., кл рук-ли- 2015 год
  3. Различные проекты на уроках татарского языка и литературы, русского языка и литературы, истории, географии. технологии, ИЗО, музыки.
  4. Выпуск школьной газеты «Эхо»  2014 год
  5. Съемки видеофильмов – интервью с ветеранами тыла, детьми войны к 70- летию Победы, стенды о тяжелом детстве, о ветеранах трудового фронта, о ветеранах учителях – 2015 год.
  6. Подготовка учащимися презентаций об истории и культуре, природе своего края, района, области.
  7. Работа с одаренными детьми – участие в олимпиадах различного уровня (муниципальные, региональные, республиканские, международные).
  8. Внеурочная деятельность по этнокультурному компоненту («Культура родного края», Занимательная алифба, «Души прекрасные порывы»,Умелые руки, спортивные секции с национальными видами спорта, народными играми, кружки по ИЗО, музыке «Волшебный карандаш», «Веселые нотки» — где особое внимание уделяется татарской музыке, татарскому искусству, татарским танцам)
  9. В течение года проходят различные мероприятия: Школьный сабантуй (май), Дни здоровья (сентябрь, апрель) с национальными татарскими конкурсами, видами спорта, ежегодные конкурсы «Татарская красавица» и «Татарский джигит» – (май), фестиваль детского творчества « Утренняя звезда» (апрель)
  10. Большой вклад в развитие этнокультурного компонента в школе вносит опытная учительница Митькинской начальной школы Шаймарданова Гульсара Наримановна. Это ее дети постоянные участники различных творческих конкурсов, старательная, деликатная, с каждым проведенным мероприятием, занятиями она доводит до детей всю культуру, историю, быт и обычаи нашего народа. Сама придумывает сценарии, сама шьет национальные костюмы, с детьми готовят хореографические, национальные танцы. Успешно проходят открытые уроки, внеклассные мероприятия, исследовательские работы только на основе этнокультурного компонента – «Аулак ой», праздники –Науруз- праздники весны, осени.

Результаты  работ представляем на районных, региональных конкурсах, районных семинарах. Проект «Дети войны»  заместителя директора по УВР Байбиковой Н.Н., например, был признан одним из лучших на районном конкурсе видеороликов о ВО войне к 70-летию Победы.

Всей работы не перечислить, ведется огромная работа  творческих педагогов нашей школы. Хочется выразить большую благодарность нашим учителям – Зимагуловой Асие Юрисовне – педагогу от бога, душой и разумом борющегося за сохранение культуры, истории татарского народа, Байбиковой Нафисе Нагимовне, нынче Главе Казанского поселения. Именно она также способствовала формированию нравственного, образованного, трудолюбивого, физически и духовно развитого, способного к саморазвитию и творчеству, любящего свой край и свое Отечество человека  в школе и в  коллективе. Учителям Уразовой Гульчире Заримовне, Галеевой Разиле Алимовне, Зимагулову Джалилю Халиловичу, Шаймардановой Гульсаре Наримановне,  Курманбакиевой Ниязбиге Сатретдиновне, Шарафутдиновой Маулихе Сабировне за их   неустанную  работу  в развитии творческих возможностей учащихся.

Хочу представить внеклассное мероприятие, которое мы провели в марте 2015 года в школе на районном семинаре учителей русского языка и литературы.

Тема:   Внеклассное мероприятие  «В редакции школьной газеты «Эхо» («Кайтаваз»),  посвященное творчеству сибирско-татарского поэта Булата Сулейманова.

Цель: создание проекта – стенгазеты «И вновь душа моя крылата…»

Оборудование: ИКТ, презентация «Любимая моя Земля», выставка книг поэта,  материалов о поэте,  картины с изображением природы родного края, музыкальное оформление, видеоролик  интервью с одноклассницей поэта Сагидуллиной Динарой  Алиевной.

Участники: группа  любителей поэзии, группа художников, группа исполнителей песен и  танцев, операторская группа.

Ведущие:  учитель татарского языка и литературы Зимагулова А.Ю. и зам по ВР школы учитель географии и русской литературы Ахметчанова Л.Д.

Ход мероприятия:

  1. Презентация «Любимая моя Земля», созданная ученицей 11 класса Катаргуловой Ю.Х., сопровождается чтением стихов Булата Сулейманова:

«И я, словно птица»

  Л     Когда весна внезапным всплеском

Приходит вдруг, и ледоход

Сверкает льдин слепящим блеском,

Я вижу в небе хоровод.

А        То в край родной стремятся стаи

Из дальних мест, с большой тоской,

Крылами рассекая дали,

Чтоб обрести опять покой

Л       К родным озерам и урманам,

ЧТО краше нет на всей земле.

Чтоб песни петь седым туманам,

Привольный гимн своей стране.

 А     И  вновь душа моя крылата,

И сердцем снова мир любя,

У родника в часы заката

Я птицей чувствую себя!

 Л     Не забуду тебя, Иртыш!

Куда бы я по свету не ходил,

Душа порой разбита и пуста.

О, мой Иртыш, ту воду, что я пил,

Хранят священной памятью уста.

Заполонила жизнь мою тоска,

Лишь вспомнил вербы кроткие в ночи,

Дыханье волн, прибойный шум песка…

А        А в сердце боль такая – хоть кричи.

Дорогу к пойме, гальку в ручейках

В своей душе навеки сберегу.

И волны в белопенных колпачках,

Что с трепетом  встречал на берегу.

О, мой Иртыш, ты слышишь сердца стук?

Я снова вспомнил зори над тайгой.

Пусть далеко я – знай, могучий друг,

Душой и сердцем  преданно с тобой.

  1. Вступительное слово ведущих:

А.    —   Жизнь и творчество нашего земляка – талантливого, первого сибирско — татарского поэта, писателя, публициста,  члена   Союза писателей СССР, общественного деятеля  Булата Валиковича Сулейманова,  давно привлекает внимание соотечественников.

Краткие сведения о Булате Сулейманове впервые были опубликованы в библиографическом указателе «Писатели Тюменской области (1988г), позднее – в Татарском энциклопедическом словаре (Казань 1999), в энциклопедии Ханты- Мансийского автономного округа «Югория», в Большой Тюменской энциклопедии.

Бикбулат Валикович Сулейманов родился 28 мая в селе Супра Вагайскогог района.

   Л.   —  В 1 класс Булат пошел в 1936 году. Закончив школу, Сулейманов учился на филфаке Казанского университета, заочно закончил Литературный институт имени М Горького в Москве. В его стихах воспевалась красота сибирской природы и жизнь сибирских татар. Многие произведения были переведены на русский, киргизский, азербайджанский и другие языки.

     А.  —   Печатался в журналах «Юность», «Сибирские Огни», «Казан утлары», «Идел» , в  еженедельнике «Литературная газета», в газетах «Тюменская правда», «Тюменский комсомолец», автор сборников «Фонтаны зорь»( «Таннар фонтаны»,1980)», «Дикая рябина» (М 1986 год), «Белый метеор»(«Ак метеор» 1988), «Я –  сибирский татарин» («Мин топ себер татарымын») (1998). Умер 11 января 1991 года, похоронен в селе Ембаево Тюменского района.

                     Основная часть: 

  1. Слово любителям поэзии

Л.    —  Сегодня с теми, кто любит и ценит поэзию, живопись, музыку, мы собрались в редакции школьной газеты «Эхо» («Кайтаваз»), чтобы создать проект – очередной номер газеты под названием «И вновь душа моя крылата», посвященную творчеству Булата Сулейманова.

  А.      —  Татарский народ чтит, любит творчество поэта, писателя,  публициста Булата Сулейманова.  Одним из этапов проекта был сбор  любимых стихов автора. Читая стихи поэта, каждый из нас задумывается: откуда великая сила в его стихах? Где поэт черпал вдохновение для своего творчества?  Если для А.С. Пушкина вдохновение – это Болдино, для М.Ю. Лермонтова  — горы Кавказа, где брал силы для творчества  Булат Сулейманов? И этот вопрос мы хотим задать вам, любители поэзии.

— (Мы думаем, что силу для творчества поэт брал в народе, в своей Родине, в семье, можно привести слова татарского поэта Гамила Афзала, который сказал:

( « Как только не философствуй,

Три ценности есть на Земле

Самое святое, самое дорогое,

самое ценное – родная Земля,

родной язык, родная мать»)

Курманов Ильсаф читает стихотворение «Мин топ Себер татарымын»

Катаргулова Юлия – перевод стихотворения на русский язык.

 Л.     —   Много стихов, прозаических произведений, публицистических статей посвящено Б Сулейманову. Сегодня у нас в гостях местная поэтесса Танзиля Шаймардановна Юсупова, председатель родительского комитета школы. Она тоже в своем сердце хранит память об этом удивительном, уникальном человеке – патриоте своего народа.

(Танзиля Юсупова читает  стихотворение собственного сочинения.)

  1. Слово художникам

А. —  В нашей школьной редакции  есть свои замечательные художники, без творчества которых не проходит ни одно мероприятие. Девочки, какое место в вашем творчестве занимает поэт? Почему вы обращаетесь  к его стихам?

—  (Да, мы любим рисовать. Свою жизнь в будущем хотим связать с искусством – рисованием. Среди наших картин есть такие, которые посвящены творчеству Б.Сулейманова.  Почему мы обращаемся именно к его стихам? Потому что нам очень нравится, как он описывает в стихах нашу великую могучую сибирскую природу, животных, зверей.)

— Девочки, вам хотим дать задание к стихотворению «Ак канатлы аккошларым кайта»(«Возвращаются белые лебеди») нарисовать иллюстрацию.

  1. Музыкальная пауза.

Л.     —  На стихи Б. Сулейманова написано много песен. Одна из них композиторов — тоболяков – братьев Арангуловых называется «Ак канатлы аккошларым кайта».  В исполнении ученицы 6 класса Садыковой Алины, учителя музыки —  Разили Алимовны Галеевой прозвучит эта песня. Аккомпанируют: гитара- ученик 9 класса  —  Уразов Ролан, баян – учитель истории Джалиль Халилевич Зимагулов. А танец  лебедя вы увидете в исполнении активной родительницы Ирины Зиннатовны Азановой.

  1. Видеоролик — интервью с  одноклассницей поэта Сагидуллиной Динарой Алиевной.

А. — У Булата Сулейманова было много друзей. Сегодня в нашей деревне живут его родственники, друзья, люди, которые вместе с ним учились в одном классе.

Наша операторская группа в составе ученицы 9 класса Шиховой Айгуль и Садыкова Айвара Ахтямовича – учителя физики и информатики   встретилась с одноклассницей Булата Сулейманова, Сагидуллиной Динарой Алиевной, ветераном педагогического труда, взяли у нее интервью.      (Рассказывает Сагидуллина Д.А.)

      А. – Давайте еще раз вернемся к видеоролику о родном крае, где действительно когда – то жил поэт, учился. Где мы живем, учимся, чем занимаются наши дети в урочное и внеурочное  время. Какая у нас красивая, щедрая Вагайская Земля!  

               Видеоролик продолжается

А. —  Син тугансын минем йорэгемдэ

Мин туганчы газиз анамнан

Себер, себер

Бер син генэ жирдэ

Минем мэхэббэтем  казанган

Жаным кебек бик кадерле мина

Туган жирнен изге туфрагы.

Бу доньяда себер агачынын

Мин бер серле, монлы яфрагы.

Л.   — Ты родилась в моем сердце

Так же, как я рожденный Матерью родной

Сибирь, Сибирь

Только ты одна на земле

Моя любовь, мой свет.

Душе моей ты очень дорога

Родного края древняя земля.

                                Заключительная часть

  1. Рефлексия – подведение итогов, конечный результат – выпуск стенгазеты.

Л. —  А сейчас давайте посмотрим результат нашей творческой, совместной деятельности – и учеников, и родителей и учителей. Наша стенгазета готова к выпуску? Это была первая в этом году газета, посвященная году литературы.

А.  —  Глубину любви Булата Сулейманова к своей малой Родине мы понимаем,  читая его стихотворения. Его стихи полны чувством любви, уважения, гордости за свой родной край.

 Л. —     Благодарим  всех участников за плодотворную работу, гостей за чуткое, внимательное отношение к нашему труду.